Сетевое взаимодействие участников образовательного процесса и реализация образовательных программ в сетевой форме

Предложения по уточнению разработанных методических рекомендаций

По ссылке http://regstandard.ru/groups/16/documents/46 представлена рабочая версия методических рекомендаций по реализации образовательных программ в сетевой форме. В данной теме просим участников высказывать и обсуждать свои замечания и предложения к документу

Комментарии

Ответить 0
Ответить 0
Евгения Галкина 23 ноября 2017 в 00:04

Предложения для рассмотрения:
1. В разделе 3 «Преимущества модели ....» скорректировать содержание т.к. обозначенные субъекты рассматривают преимущества через свою призму. На мой взгляд: для бизнеса преимуществом будет повышение качества подготовленных под заказ кадров; для системы образования – повышение качества образования, обеспечивающего конкурентоспособность на рынке образовательных услуг через: …(далее - пункты, обозначенные в колонке «Преимущества»); для будущих специалистов – повышение конкурентоспособности на рынке труда, обеспечивающее возможность трудоустройства на более привлекательные рабочие места через:… (далее - пункты, обозначенные в колонке «Преимущества»); для региона – к уже обозначенному преимуществу предлагаю добавить: обеспечение развития экономики за счет повышения качества кадрового состава предприятий региона.
2. В разделе 5 «Алгоритм реализации …» на мой взгляд не хватает первого блока: обозначение заказа работодателя на подготовку кадров в количественном и качественном разрезе на этой основе далее происходит анализ ресурсов и поиск партнеров. К тому же, в аналитическом блоке соисполнителя быть не должно, он появляется, когда его уже выбрали и участвует в формировании программы и т.д. Более того в последнем блоке «Контроль…» должен появиться работодатель (заказчик), т.к. общая организационная схема его предусматривает.
3. В подразделе 5.1. сетевая форма реализации программы не является целью. Это средство для обеспечения заказа работодателя на подготовку кадров переделённого качества.

Ответить +3
Ответить +1
Михаил Муссаев 1 декабря 2017 в 07:21

В данной методике не учтены такие моменты:

Как осуществляется прием аббитуриентов, т.е. они пишут заявление на поступление в то количество организаций, в которых будут обучаться. В документе об образовании указываются все организации в которых они проходили обучение. По метод рекомендациям МинОбразования так.

Если так, то в затраты также необходимо включать работу приемной комиссии, учебной части и иных штатных единиц каждой организации, даже если они дают один модуль, а не только работу преподавателей и затраты на материалы, т.е. кроме совместного учебного плана, локальных актов, напрашивается совместное штатное расписание расчитанное по долям участия.

Что должно быть в лицензии и в свидетельстве об аккредитации у образовательной организации, которая обучает по одному (двум, трем и т.д.) модулю? На практике лицензирование одного модуля мне не встречалось. Сейчас лицензируется профессия (специальность), группа в св. об аккредитации.

Ответить 0
Евгений Колганов 5 декабря 2017 в 13:10

Михаил, добрый день!

Лицензия выдается на реализацию конкретной образовательной программы.

Анализ существующих практик показал, что могут существовать три варианта:
1) Образовательная организация + образовательная организация (обе имеют лицензию на образовательную программу (далее - ОП), но по каким-то причинам оператор ОП вынужден привлекать соисполнителя, несмотря на то, что оба учреждения могут обучать по ОП). Соответственно соисполнитель может реализовывать отдельный модуль из этой ОП.
2) Образовательная организация + организация, осуществляющая обучение (в этом случае обучение для второй организации не является профильной деятельностью).
3) Образовательная организация + ресурсная организация (у ресурсной организации нет лицензии на ведение ОП).

Ответить 0
Михаил Муссаев 5 декабря 2017 в 15:38

Добрый день Евгений
По варианту 1: Если у обоих образовательных организаций есть лицензия и они по каким то причинам реализуют программу в форме сети - это понятно, а вот если лицензии нет в виду того, что материальная база не соответствует лицензионным требованиям у каждой в отдельности, но в совокупности соответствует - этот вариант интересует в большей степени.
Вариант 2: не совсем понятен тип организации, осуществляющей обучение

Ответить 0
Екатерина Юдина 6 декабря 2017 в 14:46

если материальной базы в собственности нет, то при лицензировании можно представить договор на пользование оборудованием или другим оснащением (безвозмездное пользование или аренда) и можно эту лицензию получить. Но в случае, если оборудование не перемещается и находится стационарно по какому-то адресу, то при этом надо лицензировать также и этот адрес.
организация, осуществляющая обучение - это организация, которая имеет структурное подразделение, например, учебный центр, для которого целью деятельности является обучение. У самого предприятия, организации - другие цели - производство, торговля. полиграфия и т.д.

Ответить 0
Екатерина Юдина 6 декабря 2017 в 15:00

для чего необходимо разделять финансирование, если возможен учет затрат через акты выполненных услуг и выставление счетов за расходные материалы, коммунальные услуги и пр. затраты. Затем учредитель может перенести суммы из бюджета одной ПОО в бюджет другой по факту расходов. Педагогические работники могут быть приняты в качестве внешних совместителей на время проведения практических работ из часов вакансии или уменьшением нагрузки педагога, который не владеет современным оборудование и вынужден переезжать вместе со студентами в другую образовательную организацию для проведения практических работ.
А какие затраты у приемной комиссии у ПОО - партнера, он что вступительные испытания на обучение по модулю проводит? Студент уже принят, затраты уже выполнены, зачем его зачислять на часть образовательной программы со сроком 1-2 недели. если не может быть реализован весь модуль, то первая ПОО никак не получила бы лицензию. Не вижу проблемы. Чаще сетевая нужна для выполнения отдельных видов работ на отдельном оборудовании.

Ответить 0
Михаил Муссаев 6 декабря 2017 в 15:22

"А какие затраты у приемной комиссии у ПОО - партнера, он что вступительные испытания на обучение по модулю проводит? " -
все зависит от объема , образовательная программа может реализовываться и 50 на 50 в двух организациях - приемом кто занимается ? Они же могут профориентацией обе заниматься и так продуктивней.
Когда аббитуриент поступает на сетевую программу - он поступает сразу в две образовательные организации - если я правильно понимаю.

Ответить 0
Екатерина Юдина 11 декабря 2017 в 17:38

Вы реально представляете себе образовательную организацию, которая пролицензировала программу и может реализовать только половину модулей? Нет, у нее может не хватать части современного оборудования для изучения отдельных тем. В другом случае такая образовательная организация не получит лицензию- не соблюдены требования к МТБ по ФГОС

Ответить 0
Екатерина Юдина 11 декабря 2017 в 17:45

зачем абитуриенту поступать сразу в две образовательные организации, если он спокойно поступает в одну и затем по договоренности организаций (не абитуриента или студента) имеет возможность использовать МТБ двух организаций?

Ответить 0
Михаил Муссаев 6 декабря 2017 в 15:35

"для чего необходимо разделять финансирование, если возможен учет затрат через акты выполненных услуг и выставление счетов за расходные материалы, коммунальные услуги и пр. затраты " - тут надо решить - это аренда или сетевая программа.

Образовательная организация не может рассматриваться как организация, предоставляющая только помещение и оборудование, т.е. она не может рассматриваться как "предприятие" в сетевой форме "Образовательная организация - предприятие" (это ответ нашего органа по лицензированию)

Ответить 0
Екатерина Юдина 11 декабря 2017 в 17:40

это мнение конкретного специалиста Вашего региона. Почему нельзя заключить договор безвозмездного пользования с образовательной организацией с согласия собственника имущества/учредителя? поговорите с юристами.

Ответить 0
Игорь Пряхин 11 декабря 2017 в 22:19

Теоретически такой вариант возможен, только если ваши обучающиеся будут проходить там производственную практику. В остальных случаях - вы переводите обучающихся (обучающегося) на период реализации части образовательной программы (теория ил учебная практика) в другое ОО. И в этом случае действительно необходим будет акт выполненных работ по которому ваше ПОО (не РОИВ) будет оплачивать эту часть программы.

Ответить 0
Михаил Муссаев 6 декабря 2017 в 15:49

"Затем учредитель может перенести суммы из бюджета одной ПОО в бюджет другой по факту расходов. " - на словах красиво, бюджет надо заложить сразу

Ответить 0
Ответить 0
Игорь Пряхин 11 декабря 2017 в 22:11

Екатерина, интересно узнать, у кого есть такая практика? На мой взгляд не нужно сюда "впутывать" РОИВы. Зачем все усложнять?Есть госзадание, есть ответственное ПОО. Есть нормативное финансирование, есть показатели на выходе. Когда мы покупаем дом, нам не важно, кто будет заливать фундамент, а кто будет проводить электричество. Главное, чтобы он соответствовал нашему проекту и был построен в срок. Конечно же, было бы неплохо, при расчете нормативных затрат ввести повышающий коэффициент, учитывающий, как минимум, логистику на перемещениях студентов и педагогов при согласовании программ. Но начать можно и с текущих нормативов.

Ответить 0
Игорь Пряхин 11 декабря 2017 в 21:59

Михаил, обучающийся зачисляется в одну организацию, которая несет ответственность за качество в целом. Приказ Минобрнауки РФ от 10.02.2017 https://cdnimg.rg.ru/pril/140/17/44/46619.pdf. Остальные - соисполнители, как субподрядчики на строительном объекте. Возможность реализации образовательных программ в сетевой форме дает ПОО возможность реализовывать больше программ, а те которые она уже реализует - реализовать более качественно, если у кого-то есть более качественные ресурсы. Естественно, что при это придется делиться финансами. Но реализация большего количества программ и более качественных программ привлечет к Вам больше абитуриентов и коммерческих заказчиков, готовых платить за качество.

Ответить 0
Михаил Муссаев 12 декабря 2017 в 02:31

Игорь, соисполнитель и субподрядчик это не одно и тоже, именно соисполнители. Если они перешли переводом в другую организацию, на этот период она полностью за них отвечает, в том числе диплом они могут получить уже в ней, как вариант.

Ответить 0
Игорь Пряхин 12 декабря 2017 в 09:08

Нет, ознакомьтесь с приказом Минобрнауки РФ от 10.02.2017. Перевод при реализации ОП в сетевой форме отличается от классического.

Ответить 0
Екатерина Юдина 13 декабря 2017 в 16:38

Рекомендую почитать данную статью для понимания в целом сетевого взаимодействия, мне кажется, мнение авторов достойно внимательного рассмотрения.
«Перспективы применения сетевой формы реализации образовательных программ»

Опубликовано: Журнал руководителя управления образованием, №2 2015 г.
Авторы: Реморенко Игорь Михайлович, Рожков Артемий Игоревич

Ответить 0
Игорь Пряхин 11 декабря 2017 в 21:20

В пп.6.1. (3 абзац) идет ссылка (сноска №18) на документ, касающийся ПОО только федерального подчинения, поэтому текст абзаца необходимо изменить.

Ответить 0
Игорь Пряхин 11 декабря 2017 в 21:26

Аналогично и далее по всему пп.6.1. Логично переименовать пп. или в первом абзаце дать разъяснение, что существуют только утвержденные методики Минобрнауки, касающиеся ПОО и ВУЗов федерального подчинения. Утвержденные методики, применимые к ПОО регионального подчинения, не найдены.

Ответить 0
Игорь Пряхин 12 декабря 2017 в 10:27

Коллеги, нашелся еще один "подводный камень", препятствующий развитию ОП в сетевой форме. В федеральном перечне госуслуг, и текущем, и том, который планируется к вступлению в силу с 01.01.2018, сетевая форма вынесена отдельной услугой. Это, конечно, удар по оперативности. Ведь одно из преимуществ данной формы - скорость при решении вопросов дефицита ресурсов и/или повышения качества. Причем при очной, заочной, очно-заочной формах! По-хорошему, сетевую форму необходимо было назвать не формой, а технологией, например (как в случае с дистанционными технологиями в ФЗ "Об образовании в РФ"), чтобы не было путаницы . Ведь и заочная, и очно-заочная программа может быть сетевой. Но, пока, так. Рекомендую всем, кто рассматривает возможность реализации программ в сетевой форме, узнать, включил ли ваш учредитель в региональный перечень этот вид услуги.

Ответить 0

Добавление комментария